Река времен в своем стремленьи,

Уносит все дела людей,

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

(поэт Державин)

ИСТОРИЯ СЕЛА ОНУФРИЕВО

Истринского района Московской области

Мы - люди отличаемся от зверей только памятью своих предков

и преклонением перед делами и могилами их.

А.С.ПУШКИН

МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

(Географическая справка)

Село Онуфриево расположено на Юго-Западе Истринского района, ранее Воскресенского уезда Московской области и располагается на границе 3-х районов или ранее уездов: Звенигородского, Рузского, Истринского, или Воскресенского. Село занимало выгодное географическое положение и относилось к разряду торговых, где проводились ярмарки, базары, где торговали скотом, пресноводной рыбой, так как село находится рядом с огромным озером. Озеро происхождением Третично-Мелового периода Протозойской эры. Ледник вырыл огромное озеро, которое уходило в Звенигородский уезд и соединялось с Глубоким озером в районе с. Андреевское. Со столетиями и тысячелетиями промелькнувших с тех пор, как одно мгновение, озеро зарастало, заиливалось, и в нынешних размерах его зеркало составляет 15 кв. км. Отступая, озеро оставило после себя огромные залежи сапропеля - торфа, который в некоторых местах залегания составляет глубину 80 метров, по запасам оно самое большое в Московской области, а по качеству сырья не уступает Сочинским грязям. Как удобрение, сапропель по азоту на втором месте после куриного помета, кроме того, сапропель применяется в медицине и в комбикормовой промышленности. Кроме этого ледник, двигаясь, принес на территорию с. Онуфриево огромное количество щебня, запасы которого составляют на 200 лет. Ледник, двигаясь, создал 7 больших холмов, или мурен, на трех из них располагается село.

Удобное географическое расположение, торговля, рыба, изобилие дичи и диких животных, даже в наше время вся местность является заповедным и относится к разряду "Русская охота" и доныне в лесах живут лоси, кабаны, олени, маралы, не считая огромного количества мелких животных и птиц, особенно водоплавающих.

Издревле эта жемчужина привлекала внимание Христианства и Князей, от которых владение переходило то в монастыри, то снова возвращалось в Княжеские уделы. Но, что удивительно, это уникальное место имеет своего двойника - это Изборск Псковской губернии. Расположение озер, холмов, сел и городищ один к одному, только озеро у них называется "Мальское" и с. Мальское, у нас Тростнянское, отсюда и название сета Тростна. Изборск - это родовое поместье одного из знаменитых варягов - Трувора. (Энциклопедия "Я познаю мир", "Загадки истории" стр. 166-173, а также "Истоки начальной летописи" - Нестор.) Затем предки Варяжского князя Трувора с конца 13 начала 14 веков поселились на берегах Тростнянского озера. (Карамзин Н.М. "История Руси" том 5 изд. Тула, Приок. Изд. 1990г.)

НАРОДНЫЕ ГЕРОИ И СВЯТЫЕ,

канонизированные поместным и общим Собором Священного Синода села Тростна, Холмищи, Онуфриево /синонимы/.

Во время Великой Отечественной Войны с немецкими захватчиками из всего Онуфриевского округа, куда входит 10 деревень, погибло около 500 человек, включая и без вести пропавших. И первый герой - это Николай Иванович Белов - полный кавалер орденов "Славы". В его честь названа одна из улиц села.

Второй герой тоже Великой Отечественной, но 1812 года - священник отец Иван, совершивший подвиг по значимости равный подвигу Ивана Сусанина, канонизированного в Святые Поместным Собором Священного Синода 1818г.

Третий герой - участник Куликовской битвы, князь и предводитель передового полка в 25 тыс. человек, Дмитрий Владимирович Холмский, в честь которого и переименовалось село из Тростны в Холмищи. (История Руси "Петр Бертенев, см. 14 век, а также "Русские Былины и Предания" Москва изд. МАИ 1996 г. "Сказание о Куликовой битве" автор Вл. Муравьев, стр. 120 по 133).

СВЯТЫЕ

Первый - Игумен Киевско-Печерской лавры, который по просьбе митрополита Киприана, освятил церковь в с. Тростна-Холмищи, построенную в 1367 году Дмитрием Владимировичем Холмским по случаю спасения его от моровой язвы, то бишь чумы, когда от нее в 1365 году в Твери умерли Митрополит Петр, вдовствующая княгиня Александра с тремя сыновьями: Всеволодом, Андреем, Владимиром - Холмскими. ("История Государства Российского" Н.М. Карамзин, изд. Золотая Аллея г. Калуга, 1992 г. том 5 стр. с 4 по 51).

Второй святой - сам Дмитрий Владимирович Холмский, князь-предводитель передового полка, участник Куликовой битвы, канонизированный Общим Собором Священного Синода вместе с Дмитрием Ивановичем Донским и другими князьями.

Третий - Святой отец Иван, направивший авангард конницы маршала Мюрата в засаду полка кавалергардов полковника Алексея Мансурова. Французы собирались отбить богатый обоз с продовольствием и другой коммуникацией у отступающего корпуса генерала-аншефа Дорохова, который отходил с Бородинского поля на Можайск-Рузу, Онуфриево-Воскресенск-Москва. Полковник Мансуров разбил передовой отряд, в котором погибли 300 человек, позже захороненные на Онуфриевском кладбище. Вырвавшиеся из засады французы вернулись в Онуфриево и казнили прилюдно отца Ивана.

Полковник Алексей Мансуров - сын генерала-аншефа Мансурова, который вместе с Бибиковым разгромил в 1774 г., при царствовании Екатерины II, под станицей Татищеве Оренбургской губернии, армию Емельяна Пугачева и доныне в Истринском районе в память об отце и сыне названия деревней Мансурово и Татищеве. (Подробно об отце А. Мансурова в книге "Емельян Пугачев" - историческое повествование, автор Вячеслав Яковлевич Шишков, изд. Москва "Эксмо" 1993 г., том 2 стр. 596).

Четвёртая святая - Блаженная Сашенька (1877 - 1942 г.г.), в миру княгиня Вяземская, помешалась или тронулась умом (по рассказам очевидцев, с которыми она жила в церковной сторожке, а затем у пожилой женщины в д. Сафониха).

Сашенька стала блаженной и ясновидящей в 1924 году, после разгрома Врангеля и остатков армии Деникина на юге России, где в Одессе скопилось 20 тыс. белогвардейских солдат и офицеров и они по настоятельной просьбе комиссара армии Фрунзе некой Землячки были уничтожены вероломно и зверски, хотя все офицеры изъявляли желание ехать на туркестанский фронт и воевать против басмачей, но, увы, каждому со связанными руками был привязан камень, и все были утоплены в бухте Лазурной, ныне бухта Свечей. Разлагающиеся трупы долгое время можно было видеть с берега. У Сашеньки Вяземской был уничтожен муж Степан - полковник и сын Сергей - поручик, после чего она помешалась и долго жила в сторожке церкви с. Онуфриево. Канонизирована Поместным Святым Синодом, похоронена в с. Онуфриево, в 1999 году перезахоронена около церкви д. Дарна. Жителям села Сашенька говорила точно, кто убит на войне, кто куда ранен, а кто инвалид без ноги или руки, поэтому к ней было большое паломничество.

Несмотря на 3-х героев, 4-х святых, около 500 человек погибших и без вести пропавших в селе Тростна, Холмищи, Онуфриево - НЕТ ПАМЯТНИКА ДОСТОЙНОГО ИСТОРИИ и по-видимому, НИКОГДА ИЗ-ЗА НАШЕЙ БЕДНОСТИ НЕ БУДЕТ!

 

ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ТРОСТНА, ХОЛМИЩИ, ОНУФРИЕВО

(синонимы)

"Казалось земля большая и стран

и народов много, но мы - ДЕТИ

БОЖЬИ и ВСЕ ПЕРЕД ЛИКОМ ЕГО"

(Пророк ИССАИ - ветхий завет)

 

В 450 г. от рождения Христа на юге нынешней России собралось огромное войско, по этому поводу Нестор пишет: "Казары или Хазары единоплеменные с турками, издревле обитали на Западной Стороне Каспийского моря, называемым Хазарским - сии варвары, великие телом и гордые умом". Еще с третьего столетия они известны по армянским летописям: Европа же узнала их в 4 веке с гуннами между Каспийским и Черным морем, на степях Астраханских. Аттила властвовал над ними, под его начала влились: варяги и славяне, чудь и меря, вятичи и родимичи, поляне и северяне, карелы и дулебы, древляне и кривичи, дреговичи и полочане. О них сказано в "Родословной книге" издания 1660 г., которая хранится в синодальной библиотеке. Об этих народах Н.М. Карамзин пишет: "Говоря о жестоких обычаях славян и др. народов языческих, скажем еще, что всякая мать имела у них право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уж слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить роду, народу. Сему обыкновенно не уступало в жестокости другое - право детей умерщвлять родителей, обремененных старостью и болезнями, тягостных для семейства и бесполезных согражданам". ("История Государства Российского", том 1, Приок. изд., Тула, 1990 г. стр. 41.)

Нестор выделяет из этих диких народов только полян: "Поляне были образованнее других, кротки и тихи обычаями, стыдливость украшала их жен, брак издревле считался святою обязанностью. Древляне, вятичи, радимичи и др. народы имели обычаи дикие, подобно зверям, с какими они жили среди лесов темных, питаясь всякой всячиной, уводили и похищали девиц, питались просом, гречихой, молоком, а после выучились готовить разные яства и меда". Это после того, как Аттила в 450 г., как кинжал по маслу прошел по всей Европе, Европа объединилась и выставила против него полумиллионную армию. Войска, которые сошлись на Каталонских полях и никто не победил - это было в 451 году, как описывает епископ Милат: "В середине 5 века Европа пала под бешеным натиском диких гуннов, пришедших с Востока. Предводительствовал ими свирепый Аттила, прозванный за свою кровожадность Бичом Божьим. В 453 году Аттила был убит своей женой красавицей Ильдико, а убила она его, мстя за свой народ, который Аттила уничтожил во время своих набегов" ("История Мира" изд. Санкт-Петербург 1858 г.). И все его могущественное войско разошлось по домам, неся с собою европейскую культуру, градостроительство, новые семена и моровую язву, т.е. чуму, которая последующие столетия будет держать Россию за горло, проявляясь в каждом столетии по два, а то и по три раза, унося миллионы жизней!

Князья и царедворцы, духовенство и просто зажиточные люди, начали строить свои поместья подальше от большого скопления людей, так в 1204 году появился монастырь в с. Тростна. (Из выписки летописи временных лет Ново-Иерусалимского монастыря).

862 год от рождения Христа, Великий Новгород под удары Вечевого колокола встречал дружины братьев варягов - Рюрика, Синеуса, Трувора. Приход такого мощного войска был воспринят народом отрицательно, начались волнения. Рюрик остался в Новгороде, а Синеус был вынужден вернуться на Белоозеро, Трувор в Изборск, на Псковские земли. (Энциклопедия "Я познаю мир", "Загадки истории", стр. 168 изд. Астраль, Москва, 2001 год).

Пронеслись годы и столетия и Изборский князь Евстафий в 1300 году, при правлении Андрея Александровича, приезжает в Москву и покупает землю около Тростнянского озера, вместе с селом Тростна. В 1302 году сооружает поместья, строит деревянную церковь Спаса Нерукотворного и просит митрополита Петра освятить ее. Но тот по болезни приехать не смог и освятил ее игумен Тростнянского монастыря Илларион. Усадьба Холмского из рода Трувора и село Тростна с тех пор назывались Холмищи и Тростна вплоть до 1367 года, когда сын Владимира Холмского Дмитрий Владимирович строит большую каменную церковь "Спаса Нерукотворного" за то, что остался жив во время чумы, находясь в своем имении Тростна-Холмищи, а его мать Александра, вдовствующая княгиня вместе с 3 сыновьями Всеволодом, Андреем, Владимиром и находившимся у них в гостях митрополитом умирают.

Церковь в 1367 году была построена и по просьбе митрополита Киприана освящена игуменом Киевско-Печерской лавры Онуфрием, который перед собравшимся народом произнес: "Да избавит Бог народ прихода княжеского и живот их от нужды, скорби, болезней и ниспошлет чадам сим тихую мирную жизнь и здравие, как духовное, так и телесное". В честь великого святого игумена село Тростна-Холмищи приобретает новое название в честь святого ОНУФРИЕВО.

Вскоре грянули события 1380 года, Мамай шел с огромным войском на Москву. Дмитрий Владимирович Холмский, после смерти брата своего Всеволода в 1365 году вместе с 2 братьями и матерью, что произошло в Твери в княжеском доме, остался полноправным хозяином огромных земель и поместий в Твери и родовом княжеском селе. Он собирает большое по тем временам войско в 25 тыс. человек и через Фроловские ворота приводит его в Москву. Полк будет носить название передового - это к ним во время битвы встанут знаменитые монахи Пересвет и Осляба, в миру боярине и воеводы Брянские Александр и Федор, оба обладающие невероятной силой и смелостью, это к ним во время битвы, сняв красный плащ, встал и сам Дмитрий Иванович, названного после Куликовой битвы "Донским". Под княжеским стягом Спасителя Дмитрий Иванович оставил князя брата своего Михаила Андреевича Брянского.

Битву на Куликовом поле в "Истории Государства Российского" Татищев, Болтин, Голиков, Бертенев, Соловьев, Карамзин описывают все по-разному. Например, Карамзин опустил Д.В. Холмского, др. авторы его хорошо описали, но все авторы едины в том, что Владимир Андреевич Боровский, брат Донского, уговорил его перейти Дон, как ранее сделал это Ярослав Мудрый, перейдя Днепр во время битвы со Святополком-Окаянным, убийцей своих братьев Бориса и Глеба, как поступил Александр Невский, перейдя р. Ижору в борьбе с Крестоносцами, тоже самое сделал и Дмитрий Иванович перейдя Дон, не оставив тем самым пути к отступлению. Карамзин описывает яркую речь Дмитрия Ивановича, когда воеводы просят его не покидать княжеского места и не выступать простым воином: "Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли сказать вам: Братья, умрём за Отечество!" ("История государства Российского", стр. 30, том 5). Голиков описывает красочно: "Сотоварищи, Братья мои милые, от мала до велика ночь наступает, близится грозный день, мужайтесь и крепитесь, стойте на местах своих, ибо утро, разбираться некогда - гости близко, уже на Непрядве реке. Заутро пить нам общую чашу и каждому свою". (История государства Российского, том 4 стр. 302). Дмитрий Донской и Дмитрий Холмский были ранены, первый в голову, у второго было разрублено плечо и князь Холмский по приезду в родовое имение в октябре 1380 года объявил, что он дал обет Богу, если останется жив, перестроить еще краше церковь свою, которая к 1387 году была заново отстроена, иконы были выписаны из Константинополя, писанные самыми лучшими иконописцами, иконостас был подарен самим Великим князем Дмитрием Донским и двое ворот с изображением страшного суда. Церковь просуществовала 425 лет.

Грянула Великая Отечественная Война с Наполеоном. В 1812 году после Бородинского сражения русские войска двумя потоками отступали на Москву - это направление нынешнего Минского шоссе. Здесь отступали основные силы с Кутузовым, за ним шел, не беспокоя русскую армию, сам Наполеон с гвардией, маршалы Даву, Бессьер и любимый императором Бертье, второй поток с Бородинского поля шел на Можайск-Рузу-Онуфриево-Воскресенск-Москва, здесь отступал корпус Дорохова с огромным обозом, где находились раненные, продукты питания, ядра к пушкам, порох, с ними отступала дивизия кавалергардов, куда входил и полк полковника Алексея Мансурова. По этой дороге ранее провезли раненного в переднюю бедренную артерию правой ноги князя Петра Багратиона, которому прямо в Онуфриевской церкви сделали перевязку и повезли на Воскресенск, где он в Ново-Иерусалимском монастыре принял смертельную схиму, сняв генеральский мундир и облачившись в монашескую одежду, так как Багратион и его род относится к царствующему роду Ираклия, приказав поднести к могиле матери А.В. Суворова, уехал умирать в свое родовое поместье.

За отступающим корпусом генерала-аншефа Дорохова шла конница маршала Мюрата и принца Евгения, у которых давно сложилась заманчивая идея захватить богатый провизией обоз, так как их запасы были на исходе, а из Европы фураж и продовольствие шло крайне медленно. Назойливость французов не осталась незамеченной, и командование решило их проучить. Находясь на бивуаке Онуфриево, полковник Мансуров с генералом Дороховым просят священника отца Ивана, в совершенстве владеющего французским языком, указать отступление русских в сторону одного села, где была устроена засада французскому авангарду. 300 французов было порублено и позднее похоронено на Онуфриевском кладбище. Село получило название Мансурово, в честь Алексея Мансурова, устроившего засаду.

Вырвавшиеся остатки возвратились в Онуфриево, где был схвачен батюшка Иван, которому принц Евгений сказал, чтобы он перевел собравшемуся народу села, что они всегда теперь будут прокляты, а дом Бога Вашего будет взорван вместе с батюшкой, привязанным к кресту. Батюшка перевел, но вместо того, чтобы привязать к кресту, он на месте был изрублен саблями и тоже похоронен на Онуфриевском кладбище за чугунной оградкой. Позднее рядом выросла яблонька, как бы в благодарность батюшке.

Во время царствования Екатерины II Великой отец Алексея Мансурова, генерал-аншеф от инфантерии Мансуров, вместе с Бибиковым под станицей Татищево Оренбургской губернии разгромил в 1774 году народную армию Емельяна Ивановича Пугачева. Екатерина II подарила Мансурову деревню на территории нынешнего Истринского района, которая получила новое название Татищево. (Подробности об отце Алексея Мансурова в книге Вячеслава Яковлевича Шишкова, том 2 стр. 596 изд. Москва "Эксмо" 1993 г., об отходе русских войск с Бородино см. издание "Москва" 1887 год "Отечественная Война 1812 года, том 2, стр. 323 раздел "отход русских войск от Бородина". Историческая библиотека г. Москва).

Церковь, взорванную озверевшими французами, сумели восстановить на народные деньги, и была построена новая соборная церковь в 1827 году. Церковь в Онуфриево всегда называлась Апостольской, потому что служили в ней в основном греки, неся с собой страдание и милосердие Господне.

Пролетело еще 114 лет и снова Великая Отечественная война, но уже с немецкими захватчиками. Корпус Доватора в декабре 1941 года, отступает из д. Сафониха, где находился штаб и по приказу комиссара первого ранга Михаила Семёновича Сорокина, церковь взрывают. Второпях комиссар написал народу, который был против уничтожения святой церкви, расписку, что государство обязуется после победы восстановить разрушенную по военным причинам Онуфриевскую церковь.

Но прошел 61 год и никто при нашей неопределенности, бедности и др. причинам церковь не восстанавливает, так, что проклятие принца Евгения будет висеть над православным Онуфриево вечно, и мы, как Иваны, не помнящие родства, забудем навечно и своих героев и святых, что равносильно приходу Антихриста. Много изменилось в Онуфриево в лучшую сторону, село газифицировано, благоустраивается, помогает и районная администрация, но для такого села, с таким богатым историческим прошлым - это маловато, остается горечь за великих людей, которые из глубин веков несли в народ Православие, любовь к Отчизне и к своему народу. Апостольская церковь, которая несла в народ из глубин веков Православие, добро, сострадание, милосердие, погибла навечно, оставив необязательность перед народом тех, кто ее уничтожил. Неужели за 800 лет своей истории народ Онуфриево не заслужил лучшего внимания, так как село самое старое во всей Московской области и с Великой Историей!

Над всем изложенным работал и собирал по крупицам около 30 лет, за подлинность всего ручаюсь и подтверждаю.

Николай Андреевич Миронов, кандидат ветеринарных наук.

143573 М.О., Истринский район с. Онуфриево, ул. Центральная д.13 кв.7 тел. 58-281

с. Онуфриево 4 июля 2002 года


На восстановление Храма и строительство исторического памятника в с. Онуфриево

просим перечислять деньги:

Государственный сберегательный банк РФ г. Истра Московской области, филиал банка №1,

Счёт № 42301.810.6.4016.0012612.

До востребования, Миронов Николай Андреевич.

Вернуться на главную страницу

Хостинг от uCoz